Жалоба на судебного пристава может быть подана в различных случаях, если гражданин считает, что были допущены нарушения или ошибки в ходе исполнительного производства. Вот несколько типичных случаев, когда может потребоваться оспаривание действий судебного пристава:
Неправомерные действия при взыскании:
Ошибки в исполнительном документе:
Неправомерное использование принудительных мер:
Нарушение сроков и порядка:
Отсутствие уведомлений:
Нарушение прав гражданина:
Да, работа коллекторов в большинстве стран регулируется законодательством. Законы могут варьироваться от страны к стране, но обычно они устанавливают нормы и правила, которыми должны следовать коллекторы при взыскании долгов. Некоторые общие аспекты регулирования работы коллекторов включают в себя:
В случае нарушения коллекторами законодательства, должники имеют право на защиту и обращение за помощью к регулирующим органам, таким как службы финансовой защиты потребителей или судам.
Контроль за работой коллекторских агентств может осуществляться различными органами в зависимости от страны. Обычно это регулирующие органы и службы финансовой защиты потребителей. Вот несколько примеров:
Важно отметить, что правила и органы контроля могут различаться в разных юрисдикциях. Должники, столкнувшиеся с проблемами взыскания долгов, могут обращаться в соответствующие органы и ассоциации для защиты своих прав и обжалования неправомерных действий коллекторов.
Основания для передачи долга коллекторам могут различаться в зависимости от юрисдикции и конкретных обстоятельств, но обычно такие основания включают в себя:
Важно отметить, что законы и правила взыскания долгов могут существенно различаться в разных странах. Всегда рекомендуется внимательно изучать условия договора о кредите, чтобы понимать, какие меры могут быть предприняты в случае просрочки платежей. Кроме того, в различных юрисдикциях могут действовать законы, регулирующие деятельность коллекторов и защищающие права должников.
Не все коллекторские агентства действуют легально, и в ряде случаев могут встречаться недобросовестные практики. Легитимные и законные коллекторы следуют определенным правилам и законам, регулирующим индустрию взыскания долгов.
Ниже приведены признаки того, что коллекторское агентство действует легально:
Если у вас возникли сомнения относительно законности действий коллекторского агентства, рекомендуется обратиться за консультацией к юристу или органу, регулирующему деятельность коллекторов в вашей стране.
Протесты коллекторов против введения новых методик качества надзора за их работой могут иметь несколько причин:
Однако введение новых методик надзора за деятельностью коллекторов может быть обоснованным шагом для защиты прав потребителей и обеспечения соблюдения законодательства в области взыскания долгов.
В сентябре был представлен проект приказа Минюста, который устанавливает критерии эффективности деятельности сотрудников ФССП. Согласно этому документу, показатели результативности ФССП будут определяться преимущественно результатами их проверок. К примеру, не менее 60% проверок коллекторов (50% плановых и 70% внеплановых) должны приводить к выявлению нарушений в их работе.
Дополнительно, не менее 95% надзорных мероприятий, где были выявлены нарушения, должны заканчиваться составлением административных протоколов. Доля взысканных и оплаченных штрафов должна составлять не менее 70% от общей суммы штрафов.
Чтобы предотвратить возможные злоупотребления, предусматривается ограничение по выявлению несуществующих нарушений: не более 5% проверок должны быть признаны недействительными, а количество прекращенных судами дел не должно превышать 10% от рассмотренных. Срок вступления приказа в силу планируется с 1 марта 2022 года.
Однако представители Национальной ассоциации профессионалов коллекторской деятельности (НАПКА) высказали опасения относительно такого подхода, указав на противоречие с законом о риск-ориентированном надзоре. Они утверждают, что такие количественные показатели могут привести к злоупотреблениям, включая коррупцию, и что оценка эффективности должна производиться не количественно, а исходя из того, насколько успешно приставы минимизировали ущерб для граждан при взыскании долгов.
Президент НАПКА Эльман Мехтиев подчеркнул, что в прошлом году только 9% жалоб на коллекторов подтвердились после расследования. В письме в Минюст он предложил использовать другие критерии, такие как количество повторных жалоб, профилактические мероприятия, направленные на уменьшение нарушений, и доля выявленных случаев незаконного взыскания долгов нелегальными коллекторами.
Пока что планируется дальнейшая доработка проекта приказа с учетом предложений участников рынка.
В 2021 году коллекторы стали активно использовать стратегию "сегментации" долгов своих клиентов-неплательщиков. Они начали выявлять задолженности "потенциальных банкротов" - физических лиц, которые длительное время отказываются платить коллекторам, и по сумме своего долга могут быть поданными в арбитражный суд кредитором.
Одним из примеров такой практики является коллекторское агентство "АктивБизнесКонсалт" (АБК), дочерняя компания Сбербанка. АБК использовала систему автоматического поиска среди своих клиентов тех, кто может стать банкротом согласно закону о несостоятельности. Это включало клиентов с залоговыми кредитами, такими как автокредиты или ипотека, которые при этом не выплачивали беззалоговые кредиты.
Компания активно взаимодействовала с такими должниками, проводя переговоры об урегулировании задолженности до того, как начнется судебная процедура. АБК рассматривает банкротство клиента как часть полного цикла взыскания и намерена работать с такими "неперспективными" клиентами.
В системе "АктивБизнесКонсалт" (АБК) автоматизированная система распределяет долги и профили неплательщиков в зависимости от их долгов, которые компания выкупила на торгах. АБК уделяет особое внимание клиентам с суммой долга около 500 тыс. рублей, которые по закону "О несостоятельности (банкротстве)" имеют возможность подать в суд заявление о своем банкротстве как сами, так и по заявлению кредитора.
Компания акцентирует внимание на тех физических лицах, которых агентство уже безуспешно пыталось взыскать в судебном порядке. После неудачи коллекторы ищут неоплаченные обязательства этих клиентов перед другими кредиторами и оплачивают их. Это происходит через запрос в бюро кредитных историй, таких как "Объединенное кредитное бюро", где ведется история клиентов Сбербанка, а также в других российских бюро кредитной информации.
Особое внимание в кредитной истории АБК уделяется различным данным, таким как тип долга, наличие и стоимость залогового имущества, информация о платежах по новым и просроченным долгам, а также оценка платежной дисциплины по кредитам и займам с залогами.
По оценкам компании, за неполный 2021 год работы автоматизированной системы поиска удалось взыскать с "потенциальных банкротов" 100 млн рублей и снизить затраты на сопровождение дел в три раза.
Этот подход коллекторов свидетельствует о новом тренде в их стратегии, где используется информация о залоговом имуществе клиентов для усиления воздействия и повышения эффективности взыскания долгов.